Инициации

Обряды инициации — самые важные моменты в жизни человека. На эти загадочные церемонии допускались только посвященные. Это, вероятно, и породило такую массу всевозможных спекуляций на эту тему. Классический сюжет этнографии — в материале «Моей Планеты».

 

Наш благородный предок — что городовой: во всем любил порядок и определенность. Увидит девочку — скажет «девочка», встретит мальчика — так его и обозначит. Не чета нынешнему обывателю, для которого все, что от 12 и до могильной доски, — «девушка» и «молодой человек». С началом очередного этапа жизни дикарь становился другим человеком почти буквально: одевался иначе, стригся на новый манер, а кое-где и менял имя. Это сейчас все мы родом из детства, а тогда, чтобы стать взрослым, с детством приходилось кончать решительно. Взрослый и ребенок — почти разные виды: вот кит, а вот мышь-полевка, вот мальчик, а вот, покрупнее, мужчина. Вождь, шаман, молодой охотник, старец — все разные люди, и логика дикаря никак не допускала плавного перехода. Был мальчик, гонял голубей, и вот теперь старик, сидит на лавочке, шамкает беззубым ртом. Вопрос: куда делся мальчуган?

Ответ: пострелец умер, ушел в мир иной, чтобы дать родиться взрослому. Как зерно, которое даст жизнь, лишь будучи погребенным.

Церемония, отмечающая переход из одного состояния в другое, называется обрядом инициации. В его ходе тот, кому суждено измениться, должен будет, как Данте, посетить загробный мир, чтобы воскреснуть другим.

 

 

Смерть и воскресение в Австралии

 

Мальчику, детство которого прошло в австралийской пустыне среди целомудренной наготы и заунывного пения диджериду, пришла пора взрослеть. Морщинистые и широконосые родственники, нежно любимые мама и бабушка вдруг будто с цепи сорвались — они бросаются на маленького аборигена с факелами и выгоняют его за пределы стоянки. Но так надо — мальчик уходит, чтобы вернуться мужчиной. Пока его словно не существует. Мертвым среди живых делать нечего, и он еще год промается у своего маленького костра за пределами стоянки.

Он видится только с мужчинами — для женского мира он потерян, мать плачет о нем, как о погибшем. Старшие рассказывают неофиту легенды племени, объясняют ему, как устроен аборигенский мир, готовят его к самому важному событию в жизни. Срок настает. Его хватают и несут туда, где будет совершен обряд. Ему запрещено смотреть, нельзя говорить, и ходить он вроде как тоже неспособен — его кладут на носилки или тащат на руках. В некоторых племенах на мужчин нападают женщины, порой и с копьями — дикарки хотят оставить маленького у себя. Но вот атака отбита, и виновника торжества приносят на площадку, где с помощью подручных средств изображена вселенная, как видят ее наши дикари: два огороженных круга да шест с пучком перьев эму на верхушке. В этот правильный, извечный мир и будет встроен юноша — но пока он не должен смотреть.

Как корягу, прежде чем причислить к домашней утвари, обтачивают, так и человека, чтобы он стал полноценным членом общества, нужно доделать. На ритуальной площадке ведущие церемонии надрезают мальчику пенис — ведь он не какой-нибудь кенгуру, чтобы ходить, как мать родила. Больше того: через надрез из него выходит материнская кровь, чтобы уступить место отцовской. Мужчины обмазывают неофита кровью, пущенной из вен.

Дело почти что сделано, осталось совсем немного. Нужно будет разучить песню, в которой мальчику дается «настоящее» имя, которое ни при женщинах, ни при детях произносить нельзя. Ему еще несколько лет будут рассказывать легенды, а также обучать его ритуалам. Только после этого он сам сможет посвятить какого-нибудь мальчика в мужчины.

 

 

Боль на реке Сепик

 

Надрезание пениса — один из многочисленных вариантов деформации человеческого тела. До чего только не доходила людская фантазия: обрезание крайней плоти у мальчиков и клитора у девочек в исламе, подпиливание клыков в Индонезии и даже ампутация фаланги мизинца в Южной Африке. Один из самых экзотических вариантов некогда придумали папуасы, расселившиеся по реке Сепик, что на северо-востоке Новой Гвинеи.

Что такое тотемизм и встречается ли он где-нибудь за пределами этнографических работ — один из неразрешенных вопросов антропологии. Ясно только, что группы людей по всему миру ассоциируют себя с теми или иными животными. Например, на берегах Сепика целые деревни считают крокодилов, плавающих в реке, за своих.

Зубастые рептилии здесь всюду: их изображениями украшают дома и лодки, череп хищника лежит в центре мужского дома, большой хижины в центре деревни, куда закрыт доступ женщинам и детям. Одна половина деревни почитает за святыню верхнюю челюсть, другая — нижнюю, что изредка служит поводом для ссор среди достопочтенных дикарей.

Крокодилу должен быть подобен и человек, по крайней мере взрослый мужчина. К сожалению, удлинение черепа, редукция верхних и нижних конечностей и отращивание длинного хвоста и до сих пор остается вне человеческой власти. Остается шипастая крокодилова кожа.

Во время обряда инициации мальчиков сопровождают их «крестные» — как правило, дяди по материнской линии. По пути к месту священнодействия они прикрывают племянников своими телами от палок соплеменников — мертвецов изгоняют из деревни. После их умоют водой и начнется то, ради чего все и затевалось. На мальчишеские спины будут наноситься шрамы, которые позже разбухнут и станут напоминать бугры на спине столь почитаемой в этих краях рептилии. Боль, которую испытывают мальчики, — еще и испытание, ведь мужеское звание нужно заслужить. Единственный способ хоть как-то укротить боль для подростка — жевать выданный заранее имбирь. Многие теряют сознание.

Дети, прошедшие испытание, обживаются в своем новом статусе. Первое время уходит на выздоровление — раны обмазывают целебными маслами и натирают листьями, чтобы они могли достаточно разбухнуть. Когда взрослые сочтут схожесть юноши с крокодилом достаточной, он с полным правом входит в число мужчин.

 

 

Унижение в Северной Родезии

 

Прохождение инициаций, постоянная смерть и постоянное воскрешение — удел не только мальчиков и девочек, которым повезло родиться среди первобытно-общинного строя. У народа ндембу, живущего в Замбии, желающий стать вождем (канонгеш на местном наречии) должен пройти ряд неприятных процедур. Только после этого ему будет позволено надеть главную регалию вождя — лукану, браслет, сплетенный из человеческих гениталий и сухожилий и вымоченный в крови рабов и рабынь.

Когда становится ясно, кто займет место правителя, в миле от столичной деревни строится небольшое укрытие из листьев. Название шалаша — кафу, слово, производное от «куфва», что на языке ндембу означает «смерть». Здесь умрет рядовой член общины и родится вождь. Вместе с ним в хижину отправляется его старшая жена или рабыня. Оба одеты только в набедренные повязки — в одежде не должен читаться ни пол, ни статус. По зову они заходят в шалаш и садятся там на корточки — поза эта, по замбийским понятиям, выражает смирение. В хижине разводится костер. Дрова для него нельзя рубить топором, можно только ломать. Топор оттуда, из мира живых, здесь ему не место. Сидящих в хижине омывают водой из священной реки. Будущему вождю делают надрез на левой руке, там, где он будет носить свой экзотический браслет. Начинается поношение вождя.

Избранному устраивают гневную отповедь: «Молчи! Ты жалкий себялюбивый дурак со скверным характером! Ты не любишь своих друзей, а лишь гневаешься на них! Подлость и покража — вот все, чем ты владеешь! И все же мы призвали тебя и говорим, что ты должен наследовать вождю». После каждый из членов общины может подойти и высказать своему правителю все накопившиеся за годы общения претензии — вождь должен слушать со смирением. Ситуация для инициируемого усугубляется тем, что, пока звучит брань, его больно бьют по ягодицам. Приступить к своим обязанностям он сможет лишь вытерпев все эти неприятности.

 

Пережитки в России и по всему цивилизованному миру

 

В семье исторических народов ритуалы инициации развиты слабо: покрестят, обстригут крестом первые волосики — вот и весь обряд перехода. Вероятно, так было не всегда, и память о церемониях до сих пор хранится в текстах европейской культуры.

В 1946 году в Ленинграде в свет выходит книга профессора ЛГУ Владимира Яковлевича Проппа «Исторические корни волшебной сказки». Это уже вторая работа Проппа на сказочную тему — в 1928 году он издает «Морфологию сказки», труд, без которого европейская гуманитарная мысль XX века была бы другой. В «Морфологии» были подсчитаны и классифицированы все сказочные сюжеты. Оказалось, что их не так много, и любая волшебная сказка строится по одной и той же схеме. В «Исторических корнях» ученый идет еще дальше: создает схему инициации.

Всегда почти одно и то же: молодой человек, часто младший сын, отправляется за тридевять земель за какой-нибудь надобностью. Младший — потому что есть куда расти, старшему не нужно взрослеть, он и так старший. Отец посылает младшего на верную гибель, и наш герой непременно оказывается на границе темного леса. Лес, будь он и не лес вовсе, а например, буш, как в Австралии, — непременный атрибут наших обрядов. Неофиты всегда покидают деревню. Лес для них — мир смерти.

На границе леса герою встречается избушка на курьих ножках. Без дверей и окон, словно гроб, и войти в нее можно, только если она встанет к человеку передом, а к лесу — задом. Почему бы ее, собственно, не обойти? Она кажется связующим звеном, только пройдя через которое и можно попасть в этот дремучий, загробный лес. Здесь встречает его Баба-яга, которая, как Вергилий, проведет его по миру мертвых. Она сама принадлежит к этому миру — чего стоит костяная нога. После долгих перипетий герой возвращается домой победителем. Он уже взрослый, он вернулся из небытия — можно играть свадьбу.

Неясно, представляет ли сказка воспоминания о далеких временах или просто универсальную психологическую модель: взросление через умирание. Эта модель актуальна до сих пор: разве не в армии, где стираются всякие знаки различия, делают, по расхожему представлению, мальчиков мужчинами?

 

Ван Геннеп А. Обряды перехода. — М., 2002

Тэрнер В. Символ и ритуал. — М., 1981

Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. — М., 2000

Элиаде М. Религии Австралии. — СПб, 1998

http://www.moya-planeta.ru/travel/view/iniciacii_4726/

;
Ненавистники свободы

В последнее время все чаще слышим мы со стороны нашей оппозиции причитания о том, что Россия самым печальным образом вновь погружается «в дремучий совок», из которого толком так и не сумела выползти. Об этом говорят и либералы, и, к примеру, отдельные представители «белых», не видят признаков такого возвращения исключительно те, кто «совку» симпатизирует и действительно хотел бы реставрации.

Как и в любых эмоциональных политических предположениях, не совсем понятно, что подразумевается под возвращением. Все, что было достигнуто теми же либералами в ходе перестройки 80-х никуда, вроде, не делось. Все на своих местах. Давайте вспомним и перечислим. У нас по-прежнему существует частная собственность на средства производства. У нас открыты границы: любой желающий может выехать в любую страну, которая его принимает, в любой удобный для него момент. Как главу исполнительной, так и представителей законодательной власти выбирают всеобщим тайным голосованием. В стране действует многопартийная система. Конституция гарантирует все основные права и свободы, включая свободу вероисповедания и свободу слова. Продолжают работать оппозиционные издания, представителей оппозиции приглашают для дискуссий на все основные федеральные каналы, причем в последнее время это происходит все чаще и чаще, а список оппозиционных спикеров постоянно расширяется. Плоды рыночной экономики вы можете видеть в любом гастрономе. Из продажи не исчезли даже пресловутые пармезан и хамон. Читать дальше

;
Окно в Азию

После распада СССР и мировой системы социализма конца истории вопреки мнению апологетов Вашингтона не наступило. Не исчез ни социализм, ни кризис капитализма. Первый, правда, приобрел китайскую специфику и интегрировал механизмы рыночной самоорганизации, породив новый тип социально-экономических отношений, который полвека назад П. Сорокин провидчески назвал интегральным строем. Кризис капитализма в облике финансового приобрел мировой масштаб. Но так же, как и Великая депрессия 30-х годов, не повредил социалистические экономики, к числу которых наряду с Китаем следует отнести Вьетнам, Кубу, отчасти Индию и сохраняющую свою уникальность КНДР. Наоборот, подобно тому, как СССР использовал Великую депрессию в капиталистических странах для целей социалистической индустриализации, Китай, освоив широкий спектр западных технологий, в ответ на мировой кризис занялся подъемом внутреннего рынка.

 

Россия
Читать дальше

;
Вернуть останки моряков погибших в ПМВ на Родину
Вернуть останки моряков погибших в ПМВ на Родину

Вернуть останки моряков погибших в ПМВ на Родину

Уважаемый Владимир Ростиславович,

Прошла информация шведских СМИ http://www.expressen.se/nyheter/frammande-ubat-hittad-i-svenskt-vatten/ о том, что они обнаружили подводную лодку в своих территориальных водах. По мнению некоторых любителей истории это может подводная лодка СОМЪ, две последние буквы которой видны на одном из снимков. Если это действительно так, то нельзя ли в честь совсем недавно прошедшего дня ВМФ России и в виду 100 лет, прошедших со дня гибели этой лодки, вернуть останки защитников Отечества на Родину. Быть может на волне этого разрушительного русофо… >>

;
Из рассказа ветерана СМЕРШа СССР.

«В 1945-1946 годах мы перебили банды (ОУН) на уровне куреней, кошей и сотен. А вот службу безопасности («безпеки») этих жесточайших палачей нам добить толком не дали. Когда в 1946 году мы вышли на уровень надрайонного руководства, следы потянулись в ЦК Украины во главе с Хрущёвым. Тут нас и остановили».

Когда в 1920 году в Праге собрались бывшие офицеры Австро-венгерской армии родом из Галиции (территория современной Западной Украины) и создали свою Украинскую военную организацию, то в первую очередь они создали систему связи и административную структуру организации. В этом деле им в 1930-х годах помогали ОВРА (итальянская тайная полиция), немецкая служба безопасности СД и военная разведка АБВЕР, готовившая кадры в своих школах в Варшаве и под Берлином. Они эту структуру доработали и отшлифовали.
Читать дальше

;
Как «лесные братья» с русскими староверами боролись

Как «лесные братья» с русскими староверами боролись

В деревню Опшрутай в феврале-марте 1941 года привезли несколько семей сувалкийских староверов. Они поселились общиной, ибо это был привычный для них уклад жизни. Тем более что в военное и послевоенное время только так и можно было выжить, конечно, организовав самооборону. Ведь не секрет, что «лесные братья» нападали главным образом на мирных жителей. И опшрутским староверам они неоднократно предлагали «подобру-поздорову убираться в Россию». А поскольку те никуда не уезжали, да еще вдобавок вступили в колхоз, то в ночь на 16 ноября 1947 года «лесные братья» решили проучить «колонистов». В результате убит 31 старовер, в том числе 14 детей.
Читать дальше

;
Несколько замечаний по «Манифесту об отречении Николая II».

Ну, вот и всё, друзья мои. Вышла статья на сайте «Екатеринбургская инициатива». Могу говорить открыто.

http://ei.pravaya.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2483&Itemid=2

Тем, кто знаком с некоторыми выводами, приношу извинения. Статья «тяжёлая» — фото около трёх мегабайт. Выложу здесь.

Кругом… обман!
Николай II.

Я сообщаю вам только одни точные факты.
Выводы для оценки… сделайте сами.
А. С. Лукомский. Протокол допроса.

Официальная версия отречения прописана детально. Многочисленные мемуары очевидцев, дым газетных репортажей и скупые строки дневника Императора — фрагментами мозаики легли в общую картину; свидетельства думских заговорщиков сплелись в причудливую вязь с показаниями заговорщиков Свиты. Согласно их обобщённой версии, 28-го февраля Царь выехал из Ставки в Царское Село, но был остановлен на пути следования сообщениями о безпорядках в Любани и Тосно. Развернув поезда, Государь приказал объехать бунтующий участок через ст. Дно и Псков на Царское. Но во Пскове Николаю II передали телеграммы командующих с мольбами об отречении, после чего Царь отрёкся, подписав два соответствующих манифеста.
Читать дальше

;
Иранская сделка: глупость или правильный ход?

С точки зрения некоторых активных экспертов, журналистов и просто истеричных интернет-пользователей, на днях произошло нечто страшное: с Ираном была заключена дипломатическая сделка, которая предполагает снятие санкций с Тегерана. Логика всепропальщиков проста и понятна: с Ирана сняли санкции, значит он зальет рынок нефтью, значит цена на нефть резко упадет, значит мы все умрем. Воспроизводя на страницах СМИ и блогов этот нехитрый алгоритм, либеральные и псевдопатриотические эксперты не забывают в унисон «пнуть» Кремль и МИД за глупость и недальновидность, ведь даже Обама признал, что без России сделка бы не состоялась, а получается, что российская дипломатия действовала во вред себе. А теперь давайте присмотримся к страхам всепропальщиков, вылив на них концентрированную кислоту фактов.Разберем главные минусы от сделки, которые обозначены в российской инфосфере. Минус первый: падение цен на нефть.

А теперь фактология. Начнем с графика цены на нефть за последние 10 дней:

Фото: FT

Никакого экстраординарного «обвала» не фиксируется, и если кто-то скажет, что он был ДО заключения сделки, то это значит, что «весь Иран» уже включен в текущие цены.
Читать дальше

;
Секретные протоколы, или Кто подделал пакт Молотова-Риббентропа.

Уроки Истории: Секретные протоколы, или Кто подделал пакт Молотова-Риббентропа.

12 июля 2015 fishki.net/anti/1594551-sekretnye-protokoly-ili-kto-poddelal-pakt-molotova-ribbentropa.html

Интервью взятое у политтехнолога Кунгурова из его жж
.
— Алексей, насколько мне известно, у тебя нет исторического образования. Почему же ты обратился к теме предвоенных советско-германских отношений, где, казалось бы, трудно сказать новое слово?

— «Профессиональные» историки – умственно неполноценные люди. Они способны лишь дергать друг у друга цитаты (это называется написанием научных трудов) да запускать в оборот исторические «фальшивки» по заказу правящего режима. Собирать информацию, сомневаться, анализировать, выстраивать систему доказательств они не в состоянии, поскольку не владеют научной методологией.
Читать дальше

;
Какова власть английской королевы
В школе, техникуме и институте на уроках истории каждый преподаватель всегда повторял, что в Великобритании королева является своего рода символом. Она не правит, а как бы для красоты, для дани традициям. Везде в мире считается, что Великобритания является конституционной монархией, ограниченной.
Как бы не так… английская королева имеет право
  • ОБЪЯВЛЯТЬ ВОЙНУ без законодательных ограничений и без объяснения причин и ни с кем это не согласовывая и не требуя разрешения;
  • английская королева имеет право отправлять в отставку правительство (аналогично);
  • английская королева имеет право распускать парламент;
  • раз в год она выступает перед парламентом и озвучивает свои требования на ближайшее время (то есть фактически формирует политику государства);
  • назначать премьер-министра (причем того, кого хочет, а не обязательно главу победившей на выборах партии);
  • руководить вооруженными силами и др.

 
Читать дальше

;